Содержание

Первое клиническое применение закиси азота (N2O) в 1844 году осуществил американский дантист по имени Гораций Уэллс, который использовал его для уменьшения боли во время удаления зуба. Закись азота - газ без запаха и цвета - очень привлекателен в качестве седативного средства благодаря своим анксиолитическим, болеутоляющим и амнестическим свойствам, быстрому действию и возможности не использовать уколы, которых боятся как многие взрослые пациенты, так и дети.

Наибольшую популярность закись азота приобрела в детской стоматологии. Куда проще применить N2O-седацию и лечить мирно спящего малыша, вместо того, чтобы часами усмирять рыдающих от страха маленьких пациентов.

Стоматологическое лечение детей во сне с использованием закиси азота

Закись азота как седативное и обезболивающее средство в стоматологии

С момента своего первого применения в 1844 году газ N2O широко использовался в стоматологии для купирования боли и дискомфорта у пациентов.

Закись азота представляет собой бесцветный газ без запаха, обладающий анксиолитическими, обезболивающими и амнестическими свойствами – кажется, это идеальные характеристики седативного препарата. Более того, поскольку основным преимуществом использования такой седации является смягчение боязни уколов, закись азота порой используется не только для операций или стоматологического лечения, но и перед тем как взять у пациента кровь или сделать укол.

Во многих странах, включая США, Австралию и Францию, широко растиражирована информация  о безопасном использовании закиси азота в различных областях, включая стоматологию, рентгенологию, ортопедию и неотложную помощь. В этих странах можно использовать газ для седации даже без присутствия анестезиолога - только под руководством сертифицированных медсестер.

В других странах, к примеру, в Южной Корее, проводились многочисленные исследования безопасности и эффективности N2O. В результате исследований выяснилось, что существует достаточно большой риск диффузионной гипоксии после прекращения подачи газа.

Также были выявлены многочисленные побочные эффекты лечения под газом. Наиболее частым осложнением является рвота (до 70% случаев). Менее распространены, но не менее неприятны такие побочные эффекты, как ларингоспазм, колющая боль в груди, падение уровня кислорода в крови, апное (потеря дыхания) до 15 секунд, судороги, стридор (свистящее шумное дыхание) до двух месяцев после процедуры, вплоть до полной потери витальных функций у ребенка.

Стоматологическое лечение детей во сне с использованием закиси азота. Закись азота как седативное и обезболивающее средство в стоматологии

Необратимая инактивация витамина B12 после применения закиси азота

Те же многочисленные исследования доказали, что использование закиси азота в детской стоматологии может вызывать необратимую инактивацию витамина B12, важного питательного вещества, которое активно участвует в циклах усваивания фолиевой кислоты и метионина у детей (вещества, необходимые для правильного роста и развития иммунной системы).

Дефицит витамина B12 может вызывать мегалобластную анемию в периферической крови и костном мозге, подострую комбинированную дегенерацию (ВСД) спинного мозга, полиневропатию, повреждение зрительного нерва, глоссит, деменцию, тромбоз и/или бесплодие. У детей следует тщательно контролировать возможность дефицита витамина B12, поскольку он может ухудшить развитие мозга и общий рост, что может привести к постоянной инвалидности.

Исследование побочных эффектов и возможных нарушений при применении закиси азота у детей и взрослых ведутся в 19 странах мира с 1955 года. В исследованиях приняли участие более 100 тысяч пациентов, авторитет исследователей многократно подтвержден Всемирной Организацией Здравоохранения.

Первые случаи гематологических изменений в результате периодического применения закиси азота изложены в исследовании доктора Goilmsen в 1955 г. В этом исследовании газ сопровождал лечение столбняка у нескольких пациентов в течение 5-6 дней.  Через  4–17 дней после применения N2O у части пациентов была обнаружена тяжелая депрессия костного мозга. С тех пор многие медицинские центры во всем мире проводили исследования токсичности закиси азота. Часто непоправимые симптомы появлялись у пациентов  через 2 дня и даже через 2 месяца, при этом начальные симптомы включали симметричную парестезию или онемение конечностей, которые постепенно распространялись на туловище, вызывая неустойчивость походки. В частности было документально доказано, что токсичность закиси азота может привести к летальному исходу у детей младшего возраста в стадии активного роста.

Стоматологическое лечение детей во сне с использованием закиси азота.Необратимая инактивация витамина B12 после применения закиси азота.png

Почему мы не используем закись азота в детской стоматологии?

Ответ на этот вопрос максимально прост – мы очень любим наших маленьких пациентов и не хотим, чтобы их здоровье и развитие подвергалось неоправданному риску. Для многих детских стоматологов во всем мире действительно намного проще провести непоседливому или испуганному ребенку седацию при помощи закиси азота, но для нас такое безответственное поведение неприемлемо.

В современных клиниках, к которым относится и наша сеть, выстроена система детского приема, которая направлена на расслабление малыша, его успокоение, наработку дружеских отношений с доктором. Для детского здоровья намного правильнее и полезнее отвлечь ребенка, заинтересовать его игрушкой, мультфильмом, шуткой.

В наших клиниках даже самые большие трусишки чувствую доверие и уважение, быстро успокаиваются и начинают сотрудничать с доктором без малейших рисков для своего здоровья.

Стоматологическое лечение детей во сне с использованием закиси азота.Почему мы не используем закись азота в детской стоматологии

Эта статья носит информативный характер, за подробностями просим вас обращаться к врачу! О противопоказаниях и побочных действиях спрашивайте у врача.