Содержание

Для стоматологов, использующих технологию Clot-PRF такой вопрос почти не актуален. Справляются они с этим достаточно легко. В клиниках Дентал Гуру эта процедура является «золотым стандартом» и применяется как при удалении зубов, так и во время имплантации. Процедура также проводится при костной пластике, пластике десны и так далее. Давайте разберем этот вопрос с самого начала. Кровотечение – это обычное последствие удаления зуба. В норме через полчаса кровь должна остановиться. Но так случается далеко не всегда. Расскажем, что стоматолог совместно с пациентом могут сделать, чтобы минимизировать риск повторного кровотечения в этот непростой постоперационный период. В ходе удаления любого зуба (молочного, коренного, зуба мудрости) всегда повреждаются окружающие сосуды и ткани. Начинается кровотечение из лунки – углубления, где до этого «сидел» зуб. В норме через 20-30 минут выделяющаяся кровь превращается в сгусток. Его задача – в ближайшие дни прикрывать рану от возможного попадания бактерий и заражения. Но полное отсутствие кровотечения также является плохим признаком, без сгустка лунка зуба (по сути оголенная кость) не будет защищена от возможного попадания бактерий и заражения. Впрочем, случается, что кровь из лунки продолжает идти часами или даже несколько дней после экстракции зуба. Почему?

Причины кровотечения после удаления

Кровотечение может иметь разные причины. Оно может быть спровоцировано общими особенностями организма пациента; местным воздействием на рану; либо и то, и то в комплексе.

К общим причинам, как правило, относится гипертония. В результате избыточной физической нагрузки или, например, общего нагрева тела (горячая ванна, баня) поднимается артериальное давление. Вторая причина в этом списке – заболевания крови (лейкоз, гемофилия и пр.). В том числе плохая свертываемость крови как следствие приема пациентом специальных препаратов.

Местных причин куда больше. Все это травмирующие последствия самой операции, либо несоблюдение пациентом правил постоперационной реабилитации. В ходе экстракции зуба может произойти масса неприятностей: разорваться сосуд, отломаться корневая перегородка или альвеола. Очень травматичным обычно бывает удаление зуба мудрости. После того, как анестезия закончит свое действие (сужение кровеносных сосудов), начинается вторая естественная фаза - они расширяются. Под влиянием гнойных выделений может расплавиться тромб, закупоривающий сосуд. Вокруг лунки может начаться воспаление, что тоже приведет к кровотечению. Тогда кровь не останавливается.

Пациент неосторожным движением во время еды или чистки зубов может сместить (оторвать) кровяной сгусток. Также во время приема горячих напитков и пищи, теплых полосканий и компрессов (которые категорически запрещены!) возникает гиперемия, сосуды наполняются кровью, что опять же может вызвать кровотечение. Излишне интенсивное полоскание рта также ведет к риску открытия кровотечения. Поэтому все выше перечисленные манипуляции запрещены в первые дни после удаления зубной единицы.

Интенсивность кровотечения врачи делят на несколько категорий:

• 1 степень – когда кровь идет первые 20-30 минут после удаления зуба.
  • 2 степень – кровь идет более 40 минут.
  • 3 степень – кровь идет более часа.

Первая степень – норма, вторая и третья – повод обратиться к врачу. Тем более, при третьей степени общее состояние пациента, скорее всего, заметно ухудшится: побледнеет кожа, появится слабость и головокружение, упадет артериальное давление. Все это повод немедленно обратиться к врачу для остановки кровотечения и нормализации состояния пациента.

Чем остановить кровь после удаления зуба?

Самый верный способ остановки кровотечения – это формирование естественного кровяного сгустка в лунке. Проблематично лишь то, что благодаря наличию в обезболивающих анестетиках эпинефрина (адреналина) происходит местное сужение сосудов и естественного кровотечения в лунке быть не может. Это самая распространенная причина возникновения альвеолита (воспаление лунки зуба), либо отсроченного кровотечения.

Уникальный в своем роде способ борьбы с подобными осложнениями – технология Clot-PRF. Технология очень проста и доступна каждому практикующему стоматологу. Непосредственно перед процедурой производится забор крови в стеклянные пробирки, которые затем центрифугируются в течение 8 минут и получается чистый фибриновый сгусток. На 1 зуб достаточно 1-2 пробирок по 9 мл. Полученный сгусток состоит из фибрина, тромбоцитов и лейкоцитов.  Эритроциты оседают на дне пробирки и их выкидывают как ненужный элемент. Гемоглобин, находящийся в эритроцитах, является хорошей питательной средой для микроорганизмов, поэтому он только мешает заживлению. Очищенный от эритроцитов фибриновый сгусток помещается в лунку удаленного зуба и сверху накладывается 1-2 шва так, чтобы сгусток не выпал. Фибрин останавливает кровотечение и способствует выделению факторов роста из тромбоцитов. Лейкоциты, которые находятся в сгустке, надежно защищают рану от микробов. Фибриновый сгусток, полученный по технологии clot-PRF, практически на 100% гарантирует отсутствие кровотечения и быстрое заживление.

В наших клиниках эта технология применяется уже более 10 лет, и за все время не зафиксировано ни одного случая альвеолита или луночкового кровотечения. Наши пациенты отмечают практически полное отсутствие боли после удаления. Уже через 2 месяца на место удаленного зуба можно устанавливать имплантат без костной пластики, так как очищенный фибриновый сгусток значительно ускоряет регенерацию кости и десны.

Останавливаем кровь дома

Если по какой-то причине, вам удалили зуб без применения технологии clot-PRF, то возможно отсроченное кровотечение.

Первые попытки помочь себе остановить кровь можно принять еще на дому. Если в основе кровотечения не лежит какая-то серьезная проблема, травма или провокация – пациент вполне имеет шансы справиться своими силами. Итак, как остановить кровотечение после удаления зуба?

• Первая самостоятельная помощь себе – прикрыть рану. Кровь из десны - как остановить? Для этого надо скрутить ватно-марлевый тампон из стерильных материалов, смочить его в любом антисептике. Эту турунду надо прислонить к лунке и сильно прикусить на 10-20 минут;
  • Лед также является хорошим кровоостанавливающим. Его надо завернуть в полиэтилен и полотенце, приложить к щеке несколько раз по 5 минут;
  • Пациентам с гипертонией стоит принять лекарство от повышенного давления.

Дополнительно отметим, что после процедуры удаления многие пациенты принимают обезболивающие. Лучше этот вопрос предварительно обсудить с врачом – специалист скажет, какие конкретно лекарства можно принимать в данном случае. Ни в коем случае не надо пользоваться препаратами, содержащими аспирин - они разжижают кровь, что может привести к кровотечению.

Запишитесь на бесплатную консультацию к специалисту

Остановка крови в клинике

Если остановить кровь в домашних условиях не получается – бегом к врачу, который удалял зуб. После подробного осмотра рта и лунки, а также опроса пациента, у стоматолога есть несколько вариантов реагирования:

• На сосуд, из которого идет кровь, можно наложить лигатуру (металлическую скобу), которая сожмет края раны.
  • Рану можно прижечь электрокоагуляцией.
  • В лунку можно поместить гемостатическую губку.
  • Пациенту могут дать препараты, которые повышают свертываемость крови.
  • Обратиться в клинику, где применяется технология clot-PRF, так как фибриновый сгусток хорошо останавливает и отсроченное кровотечение.

Профилактика

Предупредить или снизить риск кровотечения стоматолог совместно с пациентом могут еще на этапе подготовки к операции. Со стороны врача, прежде всего, это – сбор подробного анамнеза о сопутствующих заболеваниях. Точная информация позволит заблаговременно подготовить пациента к удалению зуба и саму процедуру проводить крайне осторожно, с учетом его особенностей. Второй важный момент – врач должен заранее расписать пациенту все ограничения после процедуры, от которых и будет зависеть успех восстановления.

• Превентивная терапия. В процессе разговора с пациентом врач может выявить, что кровь у него может долго не останавливаться; часто без видимой причины появляются синяки. Если к моменту операции сопутствующее заболевание выявлено, пациенту необходимо заблаговременно принимать лекарства, которые улучшают свертываемость крови.
  • Гипертоникам при повышенном давлении также следует принимать лекарства. Дозы и режим приема до операции и в период восстановления можно заранее обсудить с врачом.
  • За некоторое время до операции стоит отказаться от препаратов, разжижающих кровь. Чтобы их прием не повысил риск кровотечения в период восстановления.
  • У пациентов с гемофилией все куда серьезней – им удалять зубы и вовсе надо в стационарах уровня не менее регионального центра. Только там или в лечебных заведениях рангом выше смогут остановить кровотечение при гемофилии, что непростая задача. Во время же самого удаления зуба врачам надо применять бережные малоинвазивные способы экстракции. Если ткани сильно повреждены - необходимо накладывать швы.
  • Сразу после операции не надо рассматривать лунку в зеркале или трогать ее языком. Точно нельзя полоскать ротовую полость! Все эти манипуляции нарушают ход формирования кровяного сгустка, который должен образоваться за 15-30 минут после операции и далее защищать рану от проникновения инфекций.
  • На несколько дней после удаления исключите нагрев всего тела и места операции в частности. Исключаем баню, сауну и теплую ванну.
  • Ни в коем случае не употребляйте твердую или крошащуюся пищу, а также горячую и острую. Лучше всего подойдут супы-пюре, пюре, мягкие котлеты, хумус, авокадо, банан. Из напитков вода, некислые компоты и смузи. Во время приема пищи  пережевывайте пищу на противоположной от места удаления стороне челюсти.
  • Обязательно соблюдайте гигиену полости рта. После процедуры удаления чистить зубы лучше на следующий день, желательно обходить место операции. По возможности смените старую зубную щетку на новую. Первые трое суток не надо пользоваться ирригатором или зубной нитью в зоне удаления зуба.
  • Полоскать рот в постоперационный период надо по-особому: набирайте в рот воду и просто выплевывайте ее. Еще больше пользы будет, если промывать рот дезинфицирующими растворами или отварами из лекарственных трав.

Врачи рекомендуют придерживаться щадящего режима в постоперационный период: исключите физические нагрузки, спорт и стресс. Не всем пациентам этот совет кажется очевидным. Но физический покой на 99% гарантирует нормальное давление, а, значит, уменьшит вероятность кровотечения.

У большинства пациентов постоперационный период протекает без проблем. Длительное кровотечение после удаления зуба – достаточно редкое явление. Но если уж кровь не останавливается длительное время – это сигнал немедленно обратиться к врачу.

Запишитесь на бесплатную консультацию к специалисту
Эта статья носит информативный характер, за подробностями просим вас обращаться к врачу! О противопоказаниях и побочных действиях спрашивайте у врача.