Что такое киста и кистогранулема зуба? Виды, симптомы, методы лечения

киста зубаКиста зуба – это патологическое образование, место локализации которого бывает разным. Чаще всего проблема выявляется в передней части ротовой полости и в районе зуба мудрости. Образование может быть разной величины. При размерах меньше 5 миллиметров употребляют название «кистогранулема». Таким образом, речь идет об одной и той же патологии, но на разных стадиях развития.

Киста и ее разновидности

Образование представлено полостью с гнойным содержимым. Внутри она выстлана фиброзной тканью. На рентгенограмме в проблемном месте обнаруживается темное пятно. Киста постоянно растет и может достигать 2 см и больше.

В зависимости от места расположения и других критериев различают разновидности кист:

• Радикулярная. Формируется на корне. Часто одновременно наблюдается периодонтит.

• Фолликулярная. Образуется, еще когда зуб находится в зачаточном состоянии.

• Кератокиста. Это капсула, которая образуется у зуба мудрости. В ней помимо жидкости находятся частицы зубной ткани.

• Ретромолярная. Образуется из-за трудного прорезывания зуба мудрости и протекания хронических воспалительных процессов.

• Резидуальная. Сохранившаяся в костной ткани после удаления больного зуба.

Причины появления кисты

Образование, о котором идет речь, начинает зреть из-за проникновения инфекции в корневые каналы. Это может происходить по разным причинам:

• Запущенное состояние зубов. Если при появлении небольшого дефекта на эмали не обращаться к врачу, развивается кариес, а при дальнейшем бездействии – пульпит. Игнорирование и этого болезненного состояния позволяет инфекции охватывать все большую область. Это способствует формированию кисты.
  • Пломбирование каналов с недочетами. Процедура выполняется при пульпите и периодонтите. Здесь стоматолог должен быть предельно внимательным. На участках канала, незаполненных пломбировочным материалом, может развиться инфекция. Идеальной методикой в этом случае является лечение под микроскопом.
  • Выполненное с ошибками протезирование. Коронка должна плотно примыкать к зубу. Иначе под ней скапливается пища. Для размножения бактерий это очень благоприятная среда. В такой ситуации недалеко до образования патологической полости с содержимым.

Возможные симптомы и осложнения

Характерным является то, что киста развивается медленно, изначально не доставляя хлопот человеку. Она медленно разрушает корень и окружающие ткани. Однако должно насторожить незначительное потемнение и смещение зуба.

Ощутимые симптомы начинают появляться, когда образование стало внушительным. На этом этапе может подниматься температура, становится больно пережевывать пищу, отекает десна и развивается флюс.

Эпителий в проблемной зоне разрастается, увеличивается объем кистозной жидкости. Тяжелое состояние может стать причиной выпадения зубов, воспаления надкостницы, развития флегмоны, затрагивающей мягкие ткани. Не исключено формирование опухоли. Возникает также риск заражения крови.

Особенно нежелательным является возникновение такого состояния у беременных женщин. Ведь в этом случае для полноценного лечения кисты существуют ограничения, а от появления осложнений никто не застрахован.

Лечение кисты зуба

Раньше при таком положении дел удаляли кисту и зуб. Сейчас подобное выполняется только по особым показаниям. В целом же применяются более щадящие способы избавления от проблемы.

Терапевтический метод

По возможности отдается предпочтение именно ему. Для этого размер кисты должен быть в пределах 8 мм, не больше. Процесс лечения длительный. Пациенту здесь приходится посещать стоматологический кабинет нужное количество раз.

Во время сеансов проводится вскрытие и обработка зубных каналов. В кисту вводятся лекарственные препараты. Выполняется временное, а затем постоянное пломбирование. В процессе лечения несколько раз назначается рентгенограмма. Это необходимо для контроля проводимой терапии.

Хирургический метод

К нему приходится прибегать, если киста продолжает рост, несмотря на проводимую терапию. В этом случае проблемное образование удаляется после предварительного разреза десны. Зубы у человека, за редким исключением, сохраняются. Пациент после операции принимает курсом антибактериальные препараты.

Применить хирургический метод целесообразно в следующих случаях:

• кистозное образование слишком крупное – больше 1 см;

• пациент часто испытывает сильную боль;

• наблюдается опухоль десны;

• проблема возникла на месте зуба с коронкой;

• в корневом канале расположен штифт;

• качественное пломбирование каналов за исключением верхушки.

Какой бы ни был выбран метод лечения, оно должно быть обязательно проведено. Это необходимо, чтобы предотвратить более серьезные проблемы.

Эта статья носит информативный характер, за подробностями просим вас обращаться к врачу! О противопоказаниях и побочных действиях спрашивайте у врача.

Другие публикации:

Отбеливание зубов. Елизарова Наталья Леонидовна - стоматология Дентал Гуру.
Костная пласика, или когда делается открытый или закрытый синус-лифтинг?
Эндодонтия - лечение корневых каналов под микроскопом. Вдовенко Виталий Викторович.