Анатомические особенности периодонта

периодонтитПериодонт – соединительно тканевое образование, находящееся в щели между корневой системой и альвеолой зуба. Это группа тканей: периодонт, надкостница альвеолы, связка, десна, которые защищают орган от агрессивных факторов внешней среды, и надежно удерживает его в лунке.

Анатомические особенности периодонта

Гистологическая структура включает борозду и саму десну, периодонтальное соединение, альвеолярные отростки и надкостницу. Каждая из них имеет свои особенности, характеристики:

• Надкостница – жесткая ткань, прикрепленная поверх альвеолярного пучка;

• Периодонтальное соединение удерживает зуб в десне;

• Альвеолярный пучок – кость, унизанная костным «серым веществом» и мелкими артериями;

• Борозда и десна – защищает периодонтальную область от патогенных микроорганизмов.

Толщина у здорового периодонта – 0,2 мл. Он сформирован из коллагеновых упругих тканей, между которыми находятся соединительные рыхлые волокна.

Особенности строения периодонта

Он усеян множеством сосудов, образующих средние, внешние, а также внутренние сплетения. Основное назначение артерий – амортизация. Кровь к тканям поступает через продольные сосуды.

Клетки подразделяются на следующие виды:

• Фибробласты;

• Клетки-остеобласты;

• Остеокласты;

• Клетки-цементобласты;

• Макрофаги;

• Эпителиальные островки Малассе.

Связки периодонта – коллагеновые пучки, имеющие различное направление, выполняющие определенные функции. Гистология группы тканей заключается в том, что они состоят из клеток и межклеточных структур.

Анатомическое строение периодонта:

• Зубодесневые волокна;

• Зубо-альвеолярные пучки;

• Межзубные ткани;

• Зубо-альвеолярные кривые пучки;

• Верхняя группа волокон.

Межзубные пучки соединяют расположенные поблизости зубы. Периодонтальные волокна крепят группу тканей к надкостнице, распределяют давление во время употребления различной пищи.

Функциональные характеристики периодонта

Основное предназначение группы тканей – поддержание работоспособности зубов. Но можно выделить и другие функции периодонта:

• Фиксирующая – удерживает клыки в полости десны;

• Амортизационная – рассредоточивает, ослабляет нагрузку;

• Пластическая функция – здесь особое место занимают клетки – цементобласты, остеобласты, фибробласты, которые помогают поддерживать работоспособность;

• Барьерная – позволяет противостоять пагубному влиянию патогенных микроорганизмов;

• Трофическая функция – достигается за счет нервных структур, сосудов;

• Сенсорная – контролирует надлежащую реакцию, чувствительность при пережевывании различной пищи.

Особенно важен периодонт для младенцев, без него невозможно прорезывание первых молочных зубов. Он уменьшает сроки восстановления тканей, особенно корневой системы при переломах и повреждениях.

Каким заболеваниям подвержен периодонт

Воспаление органа может в результате привести к периодонтиту. По происхождению можно выделить несколько видов заболеваний:

• Травматический периодонтит;

• Инфекционный тип патологии;

• Медикаментозный периодонтит.

К классификации заболевания предъявляются определенные требования: она должна отображать суть воспаления, учитывать причины его образования. Периодонтит может развиться в результате инфицирования, нарушения питания клеток, сенсибилизации, травмы тканей.

Врачи-стоматологи определяют заболевание
по наличию следующих признаков:

• Образование кармашек в десне, в которых скапливается гной;

• Пошатывание зубов;

• Постоянная и сильная кровоточивость;

• Травмирование альвеолярной ткани;

• Гнилостный запах из ротовой полости;

• Болезненный дискомфорт.

Запускать периодонтит нельзя, иначе можно лишиться зуба, и нарушить корневую систему. Во избежание этого доктора прибегают к различным процедурам:

• Чистка пародонтальных карманов, зубов профессиональными специализированными средствами;

• Различные антисептики и антибиотики;

• При запущенных формах заболевания показано оперативное вмешательство;

• В случае расшатывания зубов их надежная фиксация;

• Если отдельные единицы потеряны, то врачи прибегают к протезированию.

Периодонт отличается хорошими восстанавливающими характеристиками, для этих целей необходимо сосредоточится на его регенерации, за счет которой можно добиться полной реставрации травмированных тканей.

Периодонт – важнейшая структура мягких тканей. Он способствует поддержанию надлежащей работоспособности, выносливости зубов, обеспечивает надежную защиту, контролирует сенсорное поведение, иннервацию.

При первых признаках периодонтита необходимо сразу же приступить к лечению, иначе можно лишиться не только зуба, но и разрушить полностью корневую систему.

Эта статья носит информативный характер, за подробностями просим вас обращаться к врачу! О противопоказаниях и побочных действиях спрашивайте у врача.

Другие публикации:

Революционная методика отбеливания Bleach'n Smile
Все об имплантации зубов. Рассказывает Хабиев Камиль Наильевич.
Какой имплантат лучше?
Что такое технология R2Gate?
Что такое технология APRF и IPRF?