Скрытый кариес: где он возникает и в чём его опасность

Скрытый кариес: где он возникает и в чём его опасность

Содержание

Представьте: вы приходите в клинику на регулярный профилактический приём к стоматологу с красивыми белыми зубами, а врач диагностирует кариес. Или ещё хуже: внезапно вы чувствуете резкую зубную боль, но в области этих ощущений все зубы выглядят здоровыми. Дело в скрытом кариесе. Это неофициальный термин, стоматологи называют так кариес, незаметный для пациента.

Из этой статьи вы узнаете, как распознать скрытый кариес, откуда он берётся и как его лечить.

скрытый кариес

До конца акции осталось:

Что такое скрытый кариес

Скрытый кариозное поражение – это разрушительный патологический процесс в дентинных тканях, который сложно обнаружить без специальных стоматологических инструментов. Условно это заболевание можно разделить на два вида: внутренний и, собственно, скрытый.

Первый (внутренний) это кариес, который появляется в глубине запломбированного зуба под пломбой.

Второй (скрытый) это кариозное поражение, которое развивается на эмали в труднодоступных для базовой гигиены местах.

Скрытый кариес2

Узнайте больше на бесплатной консультации

6 самых уязвимых мест во рту

1.  Боковые стороны зубов. Если вы не пользуетесь зубной нитью и ирригатором, шанс заражения этих сторон крайне высок. Как правило, зубы расположены очень близко друг к другу, не всегда щетина зубной щётки может захватить межзубное пространство. Главная уязвимость боковых сторон зубов в том, что возникновение кариозной патологии одновременно происходит на двух соседних зубах.

2. Фиссуры. Это бороздки на верхних частях коронок премоляров и моляров. Сама по себе рельефная поверхность этих зубов создаёт препятствие для тщательной чистки, бактерии скапливаются в микроскопических углублениях, а затем запускают патологический процесс.

3. Прикорневые участки. Людям с чувствительными дёснами проблема особенно знакома: из-за недостаточно глубокой очистки ввиду неприятных ощущений происходит скопление микробов в районе шейки зуба.

4. Стыки скученных зубов. Скученность – ортодонтическая патология, при которой зубы вырастают таким образом, что им становится недостаточно места в зубном ряду. Поэтому они растут не прямо, а немного под углом, плотно прижатые друг к другу. Места соприкосновения таких зубов труднодоступны для щётки, флосса, даже для ирригатора.

5. Старые пломбы. Даже самый качественный и надёжный материал имеет срок службы. Поэтому абсолютно любая пломба со временем усядется, сотрётся, потрескается. Вопрос только в том, как скоро это произойдёт. Если не уследить момент, бактерии начнут скапливаться в микропространствах между стенкой зуба и пломбой.

6. Пространство под коронками. При грамотной установке коронки между ней и десной пространство отсутствует. Но может появиться со временем, например, в результате воспалительных процессов в десне. В образовавшуюся щель обязательно попадут бактерии. Если вовремя от них не избавиться, может появиться скрытый кариес.

Как выглядит скрытая кариозная патология? Так же, как обычная — тёмными точками и пятнами на поверхности эмали. При этом, если кариес внутренний, выявить его возможно только в двух случаях: с помощью лазерной диагностики заболевания в клинике и при очень сильной боли.

Разглядеть темные точки и пятна невооруженным глазом очень сложно. В наших клиниках стоматологи пользуются дентальным микроскопом. Лечение под микроскопом является не очень распространенной услугой в клиниках, так как дентальные микроскопы очень дорогие, и есть не в каждой клинике, и не все доктора проходят дополнительное обучение по лечению под микроскопом. Лечение под микроскопом является неотъемлемой составляющей при уходе за имплантатами на всех этапах приживления.

рот.jpg

Причины появления скрытого кариеса в ротовой полости

Основополагающая причина возникновения кариозного поражения – это недостаточная гигиена.

Кариес – результат жизнедеятельности патогенных бактерий. Стоит мельчайшему кусочку пищи прилипнуть к поверхности зуба, бактерии сразу будут там. В процессе питания и размножения микроорганизмы выделяют достаточно агрессивные кислоты, которые вымывают из эмали кальций, делая её хрупкой. Когда эмаль разрушается, бактерии проникают глубже  – в следующие слои зуба, процесс разрушения продолжается.

Первый этап, когда бактерии только начали своё патогенное воздействие на зуб, может длиться до года. Человек не чувствует дискомфорта, но при внимательном осмотре может заметить белёсые пятна на поверхности зуба. Последний этап, от момента, когда бактериям удалось нарушить целостность эмали, до полной потери зуба, может занять не более двух месяцев.

Именно поэтому появление кариеса проще предупредить, чем вылечить. Самый эффективный метод предупреждения – тщательная чистка с соблюдением правильной техники, грамотно подобранной щёткой, а также нитью. Профессиональная чистка зубов также должна производиться раз в полгода.

Другие, не такие явные причины появления скрытого кариеса, это:

• Слабый иммунитет. Отсутствие иммунной защиты позволяет бактериям плодиться интенсивнее;

• Курение. Помимо того, что горячий дым приводит к появлениям микротрещин в эмали, он ещё заметно сушит ротовую полость. Недостаток слюны влияет на способность вымывать бактерии изо рта;

курение фу.jpg

• Неправильное питание. Перекусы сладостями, соки, молоко на ночь изменяют уровень кислотности во рту, а сахар вовсе привлекателен для бактерий;

• Проблемы ортодонтического характера. Неправильный прикус, смещение зубных единиц и прочие аномалии в ротовой полости мешают качественной гигиене, способствуют развитию патогенной микрофлоры.

Важно напомнить, что молочные зубы намного сильнее подвержены развитию кариозного процесса вследствие недостаточно прочного эмалевого слоя. При этом игнорировать наличие кариеса в зубе ребёнка категорически нельзя. Если довести процесс до удаления, то преждевременное отсутствие зуба запустит процесс сдвижения соседних зубов. Они всегда стремятся занять пустые места для ровного распределения нагрузки. А сдвинутые со своих мест зубы – почти всегда гарант неправильного прикуса и других ортодонтических патологий ребёнка.

Скрытый кариес: симптомы

Распознать скрытый кариес самостоятельно реально только уже на запущенных стадиях развития патологии. Но если регулярно посещать стоматолога, проблемы легко избежать.

Какие же есть симптомы для самодиагностики?

1. Выпадение старой пломбы;
  2. Пигментация эмали (становится пятнистой);
  3. Реакция на перепады температур;
  4. Реакция на сладкое или солёное;
  5. Болевые ощущения.

зубик болит.jpg

Если боль появляется при контакте с холодным, горячим, сладким или солёным, а потом проходит, значит, развитие кариеса находится в средней стадии, болезнь поразила дентин. Если же боль появляется во время жевания при надавливании, значит, кусочки пищи попадают уже в пульпу, касаются нервов, а кариозная патология достигла глубокой стадии.

Диагностика и лечение

В современной стоматологии достаточно методов для выявления кариозных поражений на любой стадии их развития, даже в самом начале. Вопрос лишь в том, что подозрений на наличие кариеса до его среднего и глубокого распространения обычно нет, зуб не беспокоит человека. Но опытный врач всегда проведёт полную проверку, особенно, если у пациента рельефные фиссуры, есть скученные участки, образовалось пространство под пломбой или имеются другие поражённые области.

Базовая диагностика начинается с осмотра ротовой полости зеркалом. Такое маленькое простое приспособление позволяет оглядеть каждый зуб со всех сторон. Если при этом у стоматолога как раз таки появились сомнения, он назначает дополнительные аппаратные методы исследования и лечение.

Лазерная диагностика

Исследование полости рта лазером выполняется, когда нужно проверить зуб изнутри, состояние под искусственной коронкой. Кариес внутри зуба будет поглощать направленный лазерный свет, в то время как здоровые области отражать. Так по тёмным пятнам стоматолог сможет диагностировать внутренний кариес зуба.

лазер.jpg

Рентгенографическое исследование

Рентген показывает не только наличие кариозного поражения, но и его точное место и размер, глубину поражения дентинных тканей. На снимке он отображается тёмным пятном. Рентгенографическое фото особенно эффективно при определении фиссурного и контактного кариеса на стыках зубов.

Трансиллюминационный метод

В основе этого способа лежит технология флуоресценции. С помощью неё можно диагностировать появление скрытого кариеса ещё в зачаточной стадии развития, когда даже рентгеновский снимок не покажет патологии. Специальный свет подсвечивает зубную ткань: здоровая показывает голубое свечение, кариозная преломляет флуоресцентный свет и остаётся тёмным пятном.

Этот способ исследования также часто используется для определения качества пломбирования.

Лечение скрытого кариеса

Так как скрытый кариес – неофициальная разновидность обыкновенного кариеса, то и его лечение проводится так же. Стоматолог зачищает единицу, удаляя повреждённые ткани, а затем накладывает пломбу.

Если же пломба уже была установлена, а образования кариеса обнаружено под ней, то старая пломба извлекается, кариозная область устраняется, и врач заново устанавливает пломбу.

И только если кариозное поражение очень глубокое, а значительная часть зуба разрушена и корень поражён в том числе, врач может назначить не лечение, а удаление. В таком случае восстановить зуб возможно уже только методом имплантации.

Узнайте больше на бесплатной консультации

Стоматология для мусульман. Особенности приёма
1 апреля 2022
Учебный центр "Дентал Гуру" для стоматологов
сегодня
Мысли, которые посещают тебя у стоматолога
сегодня
Трогает до слёз! Дентал Гуру и Мегаджен.